Разработка мероприятий по управлению эффективности использования кредитных операций коммерческого банка

Информация » Управление кредитными операциями коммерческого банка » Разработка мероприятий по управлению эффективности использования кредитных операций коммерческого банка

Страница 1

Коммерческий банк, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами.

В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы - Центральный Банк Российской Федерации. Во-вторых, образование предприятий и организации с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ хранения денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений.

Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и, особенно, от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов.

Ресурсы коммерческого банка, или "банковские ресурсы", представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций. [4]

Таким образом, кредитные ресурсы - это ресурсы банка, которые в силу сложившихся обстоятельств не были направлены на осуществление активных операций, но могут быть переданы на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности хозяйствующим субъектам.

Это определение может быть использовано в данной работе потому, что любой банк главную свою деятельность видит в получении прибыли за счет использования собственного и заемного капитала. Банковская деятельность подвержена высокому риску, отсюда проведение активных операций жестко регламентировано. На кредитование направляется лишь часть имеющихся в распоряжении банка средств. Остальная часть формирует резервы банка. Та сумма средств, которая лимитируется на проведение активных операций, может подразделяться на средства, находящиеся в обороте и средства, остающиеся в распоряжении банка. Средства, находящиеся в обороте не являются кредитными ресурсами, так как они уже использованы. Остается только та часть средств, которая готова к использованию. Именно она и формирует кредитные ресурсы банка.

Привлеченные средства, как правило, составляют около 80% от общего объема банковских ресурсов. На долю собственных средств банков приходится 20%, что в целом отвечает структуре, сложившейся в мировой банковской практике. В составе собственных средств банка основная доля приходится на различные фонды, в которых доля уставного капитала занимает более 2%. Вторая часть собственных средств - прибыль отчетного года. Для структуры привлеченных ресурсов коммерческих банков России характерным является высокий удельный вес средств на расчетных и других счетах, составляющих депозиты до востребования. Эта категория ресурсов занимает 64,3%. На долю срочных депозитов приходится всего лишь 23,5%, из них на депозиты коммерческих структур и вклады населения приходится 5%, банков - свыше 18%.

Ниже, в таблице 1, приведена структура ресурсной базы банков, из которой видно, что структура различных коммерческих банков неодинакова. Ни один из рассматриваемых банков не может похвастаться оптимальной структурой пассивов. Сберегательный банк имеет, пожалуй, самые худшие в плане доходности показатели. Так, вклады до востребования составляют всего 9,88%, а значит, средневзвешенная процентная ставка по пассивам должна вырасти за счет более доходных банковских продуктов. Как следствие, должна вырасти и процентная ставка по размещаемым средствам, для обеспечения доходности. Однако, такие продукты, как правило, не пользуются большой популярностью. Это влияет на конкурентоспособность банка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Анализ чувствительности в условиях высокого уровня инфляции
Когда нет достаточно точных прогнозов относительно будущего поведения инфляции, зачастую первоначальные расчеты по проекту делают в базовых, начальных ценах, а затем с помощью анализа чувствительности проверяют влияние инфляции на эффективность проекта. Цель анализа чувствительности – выявление в ...

Анализ кредитоспособности юридических лиц
Сберегательный банк России (Сбербанк России) создан в форме открытого акционерного общества и зарегистрирован 20 июня 1991 года Центральный банк России. Регистрационный номер - 1481. Основателем и главным акционером Сбербанка России является Центральный банк России (более 60% уставного капитала). ...

Перспективы совершенствования денежно-кредитной политики Банка России
В 2009 году президент России Дмитрий Медведев призвал правительство и Центробанк принять дополнительные меры, направленные на повышение ликвидности на российском рынке. Данный шаг свидетельствует о растущей обеспокоенности российских властей относительно тяжелой ситуации с ликвидностью на рынке, к ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bavari.ru