Доля в обязательствах банков средств нефинансовых организаций составляет 17,2 %, органов государственного управления - 13,4 %, Национального банка - 15,7 %, нерезидентов- 12,8 %.
Структура активов банков в целом остается стабильной (рис. 2.6). Основной удельный вес в ней приходится на кредиты нефинансовым предприятиям (54,6 %) и домашним хозяйствам (17,7 %).
Требования банков к экономике (кредиты, ценные бумаги, лизинг, факторинг, прочие требования) с 2000 г. возросли в 75,6 раз и составили в 2010 г. 67 280,3 млрд руб. (на 01.03. 2011 г. – 97 815 млрд руб.). Соотношение требований банков к экономике к ВВП возросло с 20,3 % на 01.01.2006 г. до 57 % на 01.01.2011 г. (рис. 2.7).
Рис. 2.7 – Динамика отношения требований банковской системы к экономике к номинальному ВВП в Республике Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, c. 150-151]
По итогам прошедшей пятилетки (2006-2010 гг.) также наблюдается тенденция увеличения таких показателей, как собственный капитал и совокупный зарегистрированный уставный фонд банков, адекватно увеличению активных операций – в 4,1 и 4,4 раза соответственно (при прогнозных 2,7 и 3,1 раза). На 01.01.2011 г. совокупный уставный фонд составил 12 трлн. руб., объем собственного капитала – 17,6 трлн. руб., что соответствует 10,8 % ВВП [9, с. 6].
По объему собственного капитала 1-ое место занимает ОАО «Белагропромбанк», а 2-ое – ОАО «АСБ «Беларусбанк» (приложение Б). На долю банков, занимающих первые 8 позиций в рейтинге, приходится 88,5 % совокупного капитала банковской системы. На банки, расположившиеся с 9-ой по 14-ую позицию, приходится 5,1 % совокупного капитала. Оставшиеся 6,4 % поделили между собой остальные 17 банков.
2.2 Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
В связи с непростой ситуацией кризисных 2008-2010 гг., а также сегодняшней нестабильностью на валютном рынке, состояние банковского сектора Республики Беларусь остается неустойчивым. Он достаточно успешно справился с внешними шоками, основные показатели эффективности банков оставались в приемлемых диапазонах, банками в основном выполнялись пруденциальные нормативы и другие надзорные требования. В частности, это подтвердила обновленная в 2011 г. оценка финансового сектора страны в рамках Программы оценки финансового сектора МВФ и Всемирного банка, а также оценки экспертов международных рейтинговых агентств (Fitch Ratings, Standart and Poor’s). Однако кризис на валютном рынке Беларуси 2011 г. значительно усложнил процесс «посткризисной» реабилитации. Негативные тенденции увеличили риск роста проблемных активов у белорусских банков, что, в свою очередь, окажет давление на их прибыльность, ликвидность и капитал. Положение усугубляется отсутствием гибкости, особенно у крупных (государственных) банков, необходимой для эффективной корректировки расходов, в частности сокращения расходов на персонал.
Поэтому уже в апреле 2011 г. международный рейтинг белорусской банковской системы был понижен агенством Moody’s со «стабильного» до «негативного». В настоящее время рейтинги агентства имеют шесть белорусских банков: Белагропромбанк, Беларусбанк, Белинвестбанк, БПС-Банк, банк "Москва - Минск" и Минский транзитный банк. Под наблюдение попали рейтинги первых 4 банков, которые находятся под контролем государства [15].
Участие банковской системы, 80 % активов которой сосредоточено в государственных банках, в непропорционально (по сравнению с доходами государства) обширном кредитовании экономики, включая государственные программы, приводит к тому, что система не успевает изменять условия кредитования в соответствии с возникающими рисками.
Начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис показал, что и в белорусской относительно устойчивой банковской системе существует немало проблем.
Динамика основных показателей функционирования банковской системы Республики Беларусь в 2006-2010 гг. представлена в приложении 7.
Сегодня, проанализировав итоги завершившейся пятилетки (2006-2010гг.), можно выделить ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.
Основными из них являются:
1) все еще напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.
Статьи по теме:
Изменение и расторжение договора страхования
Срок действия договора страхования влияет на степень риска, принимаемого на себя страховщиком. Именно по этому достижение соглашения о сроке действия договора относится к его существенным условиям. Чем длительнее срок договора, тем выше вероятность наступления страхового случая. Поэтому продолжите ...
Обязательные резервы кредитных организаций, депонируемые в Банке России: понятие, назначение и значение
Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, н ...
Проблема кредитов и пути ее решения
В экономике нашей страны, банковский сектор является одним из наиболее динамично развивающихся. В свою очередь, в самом секторе есть направления, переживающие сегодня небывалый подъем. Одним из таких направлений, без сомнения, можно назвать потребительское кредитование. Рост числа выдаваемых физич ...