Развитие рынка ценных бумаг на современном этапе в России

Информация » Рынок ценных бумаг » Развитие рынка ценных бумаг на современном этапе в России

Страница 3

Накануне размещения займа Центральным банком РФ был установлен Порядок осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями ВВЗ. Облигации ВВЗ являлись ценными бумагами на предъявителя и относились к категории валютных ценностей, поэтому был введен запрет на их вывоз за пределы Федерации.

В этот же период постановлением Правительства были утверждены Основные условия продажи золота путем выпуска Министерством финансов золотых сертификатов 1993 г. Нарицательная стоимость сертификата составляла 10 кг золота самой высокой пробы. Эта ценная бумага являлась именной. Погашение сертификатов, помимо традиционных способов, могло осуществляться путем поставки самого металла. Выбор способа погашения предоставлялся держателю сертификата. Сертификат по существу представлял собой государственное долговое обязательство, обеспеченное залогом. Здесь прослеживается определенная аналогия с известными займами 20-х годов.

Высокая номинальная стоимость сертификата значительно ограничивала его обращаемость. Поэтому коммерческие банки практиковали дробление золотых сертификатов путем эмиссии производных от них ценных бумаг. Однако эти бумаги не являлись государственными и во многом теряли свою привлекательность. В связи с этим первый опыт выпуска золотых сертификатов оказался не вполне удачным — Министерству финансов удалось реализовать не более 30% их эмиссии.

В 1994 г. в соответствии с постановлением Правительства «О выпуске казначейских векселей 1994 г. Министерством финансов РФ» последнее утвердило основные условия этой эмиссии. Казначейские векселя предполагалось размещать среди юридических лиц в безбумажной форме, что в определенной степени противоречило сущности векселя как формального абстрактного обязательства и одновременно оборотной ценной бумаги. Это могло привести к возникновению ряда проблем как юридического, так и технического характера в ходе работы с векселями. Поэтому спустя почти четыре месяца было принято еще одно постановление о выпуске Государственных казначейских обязательств (КО) и утверждены основные условия их эмиссии. В первой половине 1996 г. Правительство РФ по объективным причинам решило отказаться от обращения КО, и Министерством финансов были погашены последние серии этих ценных бумаг.

В конце 1995 г. постановлением Правительства «О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота», была реализована вторая, более успешная попытка размещения облигаций золотого федерального займа.

В этом же году соответствующими нормативными документами было положено начало размещению выпусков среднесрочных облигаций Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и серий облигаций Государственною сберегательного займа (ОГСЗ), а в 1996 г. — среднесрочных облигаций Федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

Период обращения среднесрочных ОФЗ изменялся в пределах от немногим более одного года до пяти лет. Они выпускались по безбумажной технологии аналогично ГКО и имели нарицательную стоимость 1 млн неденоминированных руб. Купонный доход ОФЗ-ПК выплачивался ежеквартально и был привязан к средневзвешенной доходности ГКО за определенный период времени. Купонный доход ОФЗ-ПД имел неизменный размер за все время обращения облигаций и выплачивался ежеквартально.

Срок обращения ОГСЗ составлял один год, а размер эмиссии — 10 трлн неденоминированных руб., разбитых на 10 траншей. Нарицательная стоимость облигаций равнялась 100 и 500 руб. Они выпускались в бумажной форме, являлись предъявительскими облигациями и имели четыре купона для ежеквартальных выплат дохода. Размер дохода определялся последней официальной ставкой дохода по ОФЗ-ПД с выплатой дополнительной премии от Министерства финансов РФ.

В 1996 г. в бездокументарной форме были выпущены в обращение облигации Государственного нерыночного займа. Объем эмиссии составил 15 трлн неденоминированных руб. Облигации не могли обращаться на вторичном рынке, их нарицательная стоимость составляла 1 млн руб., а доход в виде процента к номиналу, установленный Министерством финансов, выплачивался ежегодно.

Еще одним видом ценных бумаг, выпускавшихся Правительством в это время, были Государственные жилищные сертификаты. Они также не имели хождения на рынке, предназначались для граждан страны, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств, и номинировались в квадратных метрах жилой площади. Сертификаты выпускались в бумажной форме, являлись именными ценными бумагами с годовым периодом обращения.

Помимо эмиссии ценных бумаг Правительство практиковало также предоставление государственных гарантий по отдельным выпускам корпоративных облигаций. Примером могут служить облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (ТАО ВСМ), крупнейшим участником которого является государство. Министерство финансов стало гарантом этих ценных бумаг, а Банк России — генеральным агентом по размещению займа. Продажа облигаций РАО ВСМ началась в начале 1996 г. на ММВБ и была первым ее опытом в части корпоративных инструментов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Законодательное регулирование кредитования в Российской Федерации
К середине 90-х гг. в России сформировалась кредитная система, близкая по структуре к кредитным системам стран с развитой рыночной экономикой.[9] Коммерческие банки - это основное звено банковской системы. Главным отличием от центрального является отсутствие у них права эмиссии банкнот. Коммерчес ...

Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности
Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности многие годы является спорным в юридической науке. В гражданском праве многие понятия употребляются в самых различных целях, что предопределяет и смысл соответствующего понятия. Этим прежде всего объясняется множественность точек зрения относител ...

Законодательные основы валютного регулирования в РБ
В условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений прео ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bavari.ru