Развитие рынка ценных бумаг на современном этапе в России

Информация » Рынок ценных бумаг » Развитие рынка ценных бумаг на современном этапе в России

Страница 4

На российском рынке государственных ценных бумаг начался процесс интеграции в мировую финансовую систему. Во многом этому способствовал допуск на него нерезидентов. Доля их участия на рынке ГКО — ОФЗ составляла, например, в 1997 г. около 30% совокупного оборота.

Помимо экспансии внутренних государственных займов в этот период в Российской Федерации началась эмиссия международных ценных бумаг. В 1996—1997 гг. Правительство разместило три выпуска еврооблигаций. Первый транш, выпущенный в ноябре 1996 г. на пять лет объемом 1 млрд долл. под 9,25% годовых, разошелся достаточно успешно, преимущественно среди инвесторов из Юго-Восточной Азии. Поскольку Министерство финансов изначально ориентировалось на американских и европейских инвесторов, второй транш, выпущенный в марте 1997 г. на семь лет объемом 2 млрд немецких марок под 9% годовых, было решено номинировать именно в марках ФРГ. По косвенным данным участников размещения, этот выпуск разошелся с трудом, и часть эмиссии осталась у андеррайтеров вследствие ряда неучтенных эмитентом особенностей рынка.

Выпуск третьего транша в июне этого же года объемом 2 млрд долл. на 10 лет под 10% годовых не изменил ситуацию: 53% займа было размещено в США, 24% — в Азии и 23% — в Европе.

К концу рассматриваемого периода цены на российские еврооблигации начали снижаться из-за кризисных явлений на мировых финансовых рынках.

Практика эмиссии муниципальных ценных бумаг

в нашей стране возобновилась и наиболее динамично стала развиваться в Москве и некоторых других крупных центрах. Одним из первых документов, регулирующих этот процесс, стало вышедшее в конце 1996 г. постановление Правительства Москвы «О выпуске городских займов Москвы на 1996—1997 гг.». В соответствии с ним выделялись два типа ценных бумаг — связанные с заимствованиями у населения и предназначенные для ускорения обращения банковских ресурсов. К первым относились: московские муниципальные облигации, конвертируемые в акции приватизируемых предприятий; муниципальные жилищные векселя; долговые обязательства, гарантированные Правительством Москвы. Ко вторым — муниципальные земельные векселя и муниципальные облигации с земельным купоном.

В конце 1997 г. был принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в котором определялось, что муниципальными называются облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Граждане и юридические лица, приобретая их, заключают договор муниципального займа. Назначением выпуска этих ценных бумаг является реализация программ и проектов развития так называемых муниципальных образований. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается имуществом и другими ресурсами местных бюджетов. Закон установил, что размер привлечения средств органами местного самоуправления не должен превышать 15% объема расходной части соответствующего бюджета.

Вскоре практика эмиссии местных ценных бумаг распространилась на регионы. В числе крупных эмитентов подобных фондовых инструментов можно назвать Челябинск и Челябинскую область. Администрацией Челябинска в соответствии с положением «Об обслуживании и обращении выпусков муниципальных инвестиционных облигаций» (МИО), принятым в апреле 1997 г., была предпринята успешная попытка размещения бескупонных облигаций номинальной стоимостью 1 млн неденоминированных рублей общим объемом 50 млрд руб. Эмиссия осуществлялась отдельными сериями со сроком обращения шесть месяцев для неограниченного круга инвесторов. МИО выпускались в бездокументарной форме и являлись именными ценными бумагами. Средства, вырученные от их реализации, направлялись на финансирование городских инвестиционных программ. Выполнение обязательств по займу гарантировалось решением Челябинской городской Думы. МИО котировались на Южно-Уральской фондовой бирже. Срок их обращения завершился в декабре 1997 г.

Администрация Челябинской области в 1995 г. осуществила эмиссию областных краткосрочных бескупонных облигаций (ОКО) номинальной стоимостью 100 тыс. неденоминированных рублей на общую сумму 50 млрд руб.

Первый выпуск имел успех и в дальнейшем эмиссия ОКО приобрела регулярный характер, а общая сумма заимствований последующих выпусков возросла в два раза. Срок обращения облигаций составлял шесть месяцев. Они выпускались в бездокументарной форме, являлись именными ценными бумагами и были предназначены для неограниченного круга инвесторов. Решения об их выпусках принимались Челябинской областной Думой. Срок окончания размещения ОКО завершился в июне 1998 г.

Еще одним направлением развития отечественного рынка субфедеральных ценных бумаг была эмиссия еврооблигаций в регионах. Положительный опыт таких эмиссий имели Москва, С.-Петербург, Нижегородская область. Челябинская и некоторые другие области (например, Екатеринбургская, Пермская) предполагали осуществить такие эмиссии. Их проекты были одобрены Министерством финансов, однако ухудшение экономической ситуации в стране не позволило их реализовать.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Специфика функционирования Нью-Йоркской фондовой биржи
Нью-Йоркская фондовая биржа (англ. New York Stock Exchange, NYSE) – главная фондовая биржа США, крупнейшая в мире. Символ финансовой мощи США и финансовой индустрии вообще. На бирже вычисляется всемирно знаменитый индекс Доу-Джонса для акций промышленных компаний (англ. Dow Jones Industrial Averag ...

Обязательные резервы кредитных организаций, депонируемые в Банке России: понятие, назначение и значение
Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, н ...

Деятельность в сфере военно-технического сотрудничества в России в настоящее время
Основной и, как нам представляется, основополагающей специфической чертой деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества является его уникальный статус - единственного в этой отрасли субъекта, обладающего правовым статусом. Остальные черты в совокупности также ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bavari.ru