Важная роль в проведение кредитных операций принадлежит кредитным ресурсам. Без наличия временно свободных кредитных ресурсов осуществление кредитных операций просто невозможно. Поэтому особенности управления кредитными операциями, а также их дальнейший анализ будем рассматривать через особенности управление кредитными ресурсами.
Весь процесс управления можно разделить на четыре укрупненные стадии:
планирование
организация
реализация
контроль
Планирование - решает задачу определения целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности.
Обязательными элементами планирования являются:
гибкость и индикативность, то есть возможность быстрого регулирования плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации;
тщательно продуманный и организованный процесс контроля над выполнением плановых показателей (мониторинг текущей деятельности), который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных возможностей;
альтернативность планирования: составление многовариантного плана для оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации;
встроенность системы планирования в организованную структуру банка, предполагающее участие менеджеров всех уровней управления в составлении планов и контроле над его выполнением;
ориентация стратегии развития и отдельных планов на максимизацию финансовых результатов.
В идеале каждое решение банковских менеджеров должно обуславливаться следующими факторами:
задачами, которые решает банковская организация;
прогнозируемым и текущим состоянием внешней среды: экономической ситуацией в целом, состоянием рынков, на которых действует банковская организация;
внутренними возможностями банка: состоянием его активов и пассивов, возможностями и квалификацией банковского персонала;
принципами делегирования полномочий руководителям различных уровней, то есть степенью децентрализации процесса управления.
Каждый из этих факторов, в свою очередь, так или иначе, определяется в процессе банковского планирования. На различных его этапах:
определяются генеральные направления и приоритеты перспективного развития банка, локальные цели и задачи;
разрабатываются банковские продукты, пользующиеся спросом на рынке;
согласовываются конкретные планы, разрабатываемые для решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, с достигнутым потенциалом и структурными ограничениями на операции банка;
определяются пути достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении риска;
уточняются и корректируются перспективные плановые показатели с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;
согласовываются текущие решения о проведении конкретных операций банка с цель поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности;
осуществляется структурирование организации и планирования персонала, которые обязаны определить систему полномочий и ответственности за выполнение плановых показателей обеспечить оперативное взаимодействие подразделений банка в процессе выполнения плана и сформировать персонал необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка.
Планирование оптимальной структуры источников ресурсной базы коммерческого банка осуществляется в настоящее время в условиях отсутствия на рынке ликвидных и доходных финансовых инструментов, снижения доверия к банкам со стороны населения, сужения рынка межбанковских кредитов. Вопросы наращивания ресурсной базы и обеспечения ее стабильности посредством эффективного управления пассивами, достижения оптимального соответствия структуры пассивов структуре активов приобретают особую остроту и актуальность.
Организация - это распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленных целей. Организация, как функция управления, обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В частности она должна определить организационную структуру банка с распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, организовать прямые и обратные связи, предполагающие возможность оценки результатов выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими инстанциями, и изменения ранее определенных заданий в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации (что означает регулирование в кибернетическом смысле этого слова). Для этого изначально на административном уровне (то есть с закреплением соответствующих обязанностей), на информационном уровне (с созданием соответствующего документооборота и технологий), на методологическом уровне, на уровне технологии выполнения отдельных операций и их отражения в учете должен быть закреплен такой порядок деятельности банка, при котором реализуется стандартный управленческий цикл: планирование - выполнение плана - контроль - планирование и т.д.
Статьи по теме:
Финансовые гарантии как средство обеспечения гражданской ответственности
6 февраля 2007 года был подписал законопроект, вносящий изменения в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Документ ужесточает ответственность туроператоров перед потребителями туристических услуг.
Данные изменения устанавливают финансовое обеспечение ответственности т ...
Внедрение системы Прямого Возмещения Убытков
Одной из альтернатив решения проблемы убыточности в системе ОСАГО является система Прямого Возмещения Убытков (ПВУ). Данная система отличается от классической прежде всего тем, что при наступлении страхового события потерпевший обращается не в компанию виновника ДТП, а в свою компанию, где был при ...
Программа ипотека молодой семье
Ипотеку молодым можно оформить в банке, начиная с 18 лет. При этом есть ряд гласных и негласных ограничений, которые возраст накладывает на получение ипотечного кредита.
Для молодых людей может быть актуальной проблема призыва в армию. Имея достаточный доход для получения ипотечного кредита, моло ...