Важная роль в проведение кредитных операций принадлежит кредитным ресурсам. Без наличия временно свободных кредитных ресурсов осуществление кредитных операций просто невозможно. Поэтому особенности управления кредитными операциями, а также их дальнейший анализ будем рассматривать через особенности управление кредитными ресурсами.
Весь процесс управления можно разделить на четыре укрупненные стадии:
планирование
организация
реализация
контроль
Планирование - решает задачу определения целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности.
Обязательными элементами планирования являются:
гибкость и индикативность, то есть возможность быстрого регулирования плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации;
тщательно продуманный и организованный процесс контроля над выполнением плановых показателей (мониторинг текущей деятельности), который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных возможностей;
альтернативность планирования: составление многовариантного плана для оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации;
встроенность системы планирования в организованную структуру банка, предполагающее участие менеджеров всех уровней управления в составлении планов и контроле над его выполнением;
ориентация стратегии развития и отдельных планов на максимизацию финансовых результатов.
В идеале каждое решение банковских менеджеров должно обуславливаться следующими факторами:
задачами, которые решает банковская организация;
прогнозируемым и текущим состоянием внешней среды: экономической ситуацией в целом, состоянием рынков, на которых действует банковская организация;
внутренними возможностями банка: состоянием его активов и пассивов, возможностями и квалификацией банковского персонала;
принципами делегирования полномочий руководителям различных уровней, то есть степенью децентрализации процесса управления.
Каждый из этих факторов, в свою очередь, так или иначе, определяется в процессе банковского планирования. На различных его этапах:
определяются генеральные направления и приоритеты перспективного развития банка, локальные цели и задачи;
разрабатываются банковские продукты, пользующиеся спросом на рынке;
согласовываются конкретные планы, разрабатываемые для решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, с достигнутым потенциалом и структурными ограничениями на операции банка;
определяются пути достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении риска;
уточняются и корректируются перспективные плановые показатели с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;
согласовываются текущие решения о проведении конкретных операций банка с цель поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности;
осуществляется структурирование организации и планирования персонала, которые обязаны определить систему полномочий и ответственности за выполнение плановых показателей обеспечить оперативное взаимодействие подразделений банка в процессе выполнения плана и сформировать персонал необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка.
Планирование оптимальной структуры источников ресурсной базы коммерческого банка осуществляется в настоящее время в условиях отсутствия на рынке ликвидных и доходных финансовых инструментов, снижения доверия к банкам со стороны населения, сужения рынка межбанковских кредитов. Вопросы наращивания ресурсной базы и обеспечения ее стабильности посредством эффективного управления пассивами, достижения оптимального соответствия структуры пассивов структуре активов приобретают особую остроту и актуальность.
Организация - это распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленных целей. Организация, как функция управления, обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В частности она должна определить организационную структуру банка с распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, организовать прямые и обратные связи, предполагающие возможность оценки результатов выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими инстанциями, и изменения ранее определенных заданий в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации (что означает регулирование в кибернетическом смысле этого слова). Для этого изначально на административном уровне (то есть с закреплением соответствующих обязанностей), на информационном уровне (с созданием соответствующего документооборота и технологий), на методологическом уровне, на уровне технологии выполнения отдельных операций и их отражения в учете должен быть закреплен такой порядок деятельности банка, при котором реализуется стандартный управленческий цикл: планирование - выполнение плана - контроль - планирование и т.д.
Статьи по теме:
Анализ несоответствия системе российского гражданского права договора
страхования ответственности туроператоров
Новые положения закона об основах туристской деятельности в РФ уже вступили в силу, а эксперты все еще спорят об их несовершенстве. Некоторые страховые компании считают, что в части страхования документы содержат массу противоречий с законодательством РФ, прежде всего, с Гражданским Кодексом.
К и ...
Иностранные страховые компании на российском страховом рынке
Допуск на национальный страховой рынок иностранных страховщиков в различных странах решается по-разному. Законом о страховании (ст. 6) установлен режим его общего ограничения. Это означает, законодательными актами Российской Федерации на ее территории могут устанавливаться ограничения при создании ...
Депозитная база ЗАО «БТА Банк»
Под депозитами в мировой банковской практике понимаются денежные средства или ценные бумаги юридических и физических лиц, отданные на хранение и во временное пользование в банковское учреждение.
Кыргызстанцы подтвердили существенный рост доверия к БТА Банку. По состоянию на 1 июня 2008 года депоз ...