Формы безналичных расчетов при дебетовом банковском переводе

Информация » Безналичные расчеты: их значение и развитие » Формы безналичных расчетов при дебетовом банковском переводе

Страница 1

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

характером хозяйственных связей между контрагентами;

особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

местонахождением сторон сделки;

способом транспортировки грузов;

финансовым положением юридических лиц.

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

В настоящее время в Республике Беларусь инструкции центрального банка классифицируют формы безналичных расчетов по следующим укрупненным группам:

1) исполнению банковского перевода;

2) документарные аккредитивы;

3) чеками из чековых книжек и расчетные чеки;

4) пластиковыми карточками.

Соотношение объемов операций, совершенных с использованием различных платежных инструментов представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма соотношения объемов операций, совершенных с использованием различных платежных инструментов в 2011 г.

Примечание – Источник: [17].

Безналичные расчеты осуществляются посредством кредитовых и дебетовых переводов, а также аккредитивов.

Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является бенефициар, на основании платежных инструкций в банк-отправитель, оформленных расчетными документами (платежным требованием, чеком).

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы через банк [5].

Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки в трех экземплярах вместе с реестром, составленным в двух экземплярах. Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара согласно заявленным в банк образцам. Оно исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта, оформленного заявлением на акцепт и составленного в двух экземплярах, которые заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам.

Акцепт может быть предварительным или последующим. Предварительный акцепт – это акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Он предполагает оплату платежных требований в срок, определенный плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее четвертого банковского дня, включая банковский день поступления платежного требования.

В случае нарушения бенефициаром условий основного договора плательщик вправе отказаться от акцепта (полностью или частично) до наступления даты платежа. Для этого он должен представить в банк-отправитель заявление на отказ платежных требований по форме, разработанной банками, в двух экземплярах, заверенных оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика. Схема документооборота при расчетах платежным требованием с предварительным акцептом представлена на Рис А.1 Приложения А.

Последующий акцепт – это акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования в течение десяти рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк. Акцептованные платежные требования, не исполненные ввиду отсутствия (недостаточности) средств на текущем счете плательщика, в акцептованной (неисполненные) или неисполненной сумме (частично исполненные) помещаются в картотеку к вне балансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Схема документооборота при расчетах платежным требованием с последующим акцептом представлена в Приложении А на Рис А.2.

Расчетный чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Схема документооборота при расчетах чеками представлена в Приложении А на Рис А.3.

Прежде чем производить расчеты расчетными чеками, организация должна получить в банке чековую книжку. Срок действия чековой книжки – один год. Расчетный чек действителен в приеме на уплату за товары и услуги в течение тридцати календарных дней, не считая дни выписки. При наличии неиспользованных чеков из чековой книжки и остатка средств на счете специального режима банк чекодателя может продлить срок действия чековой книжки еще на один год, а при отсутствии средств на таком счете чековая книжка может быть пополнена на основании заявления-обязательства, представленного в банк. По желанию чекодателя чековая книжка может быть досрочно закрыта либо уменьшена сумма, депонированная по ней. Неиспользованный остаток по чековой книжке, не востребованный организацией в течение месяца перечисляется на его текущий счет. Принятые в уплату чеки из чековых книжек чекодержатель представляет в свой банк вместе с поручением-реестром в двух экземплярах, если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, или в четырех, если они обслуживаются в разных банках.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Общее понятие страхования
Страхование - важнейший элемент рыночной инфраструктуры, неотъемлемый компонент экономической и социальной сферы. Оно непосредственно затрагивает интересы физических и юридических лиц, обеспечивая защиту их имущественных интересов путем возмещения ущерба, возникшего в результате действия различных ...

Виды и формы лизинга
Современный лизинг характеризуется значительным разнообразием видов, которые представлены в его формах и используются при моделировании соглашений о лизинговом обслуживании. Лизинговые сделки классифицируются по различным признакам. 1. Состав участников: - прямой лизинг (англ. direct leasing), ...

Основные принципы представления финансовой отчетности
Банк устанавливает и последовательно применяет консервативные правила и процедуры. Соблюдение принципа консерватизма требует оценивать активы по наименьшей стоимости из двух возможных, т.е. если рыночная стоимость актива выше себестоимости - в отчете он отражается по себестоимости, и, наоборот, е ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bavari.ru