Одним из фундаментальных принципов построения национальных систем управления является выбор основной цели проведения денежно-кредитной политики. Поставленные цели определяют и регулируют действия, представляя собой некий алгоритм поведения управляющего воздействия на ход экономических процессов. Однако в российском законодательстве цель денежно-кредитной политики не обозначена и это является существенным упущением в связи со снижением степени ответственности Банка России за реализованные мероприятия денежно-кредитного регулирования.
Высшая цель денежно-кредитной политики должна способствовать обеспечению стабильного экономического роста и соответствовать стратегической цели государства. Именно степенью продвижения к поставленным конечным целям следует измерять эффективность применяемых мер денежно-кредитной политики как инструмента государственного регулирования экономики.
В процессе реализации денежно-кредитной политики, даже при условии максимальной координации и слаженности всех механизмов, органы денежно-кредитного регулирования способны достигнуть лишь определенной степени совершенства в регулировании денежно-кредитной сферы. Во многом эффективность монетарной политики в системе государственного регулирования экономики определяется условиями институциональной среды, в которой она реализуется. В процессе анализа были выявлены структурные нарушения и несовершенства банковского сектора, создающие неблагоприятные условия для реализации денежно-кредитной политики, а именно:
- региональная неравномерность;
- слабость капитальной базы;
- активная экспансия иностранного банковского капитала.
Для эффективного государственного денежно-кредитного регулирования экономики должно быть реализовано стремление к равномерности распределения ресурсов по стране, чтобы территориальная концентрация банковского сектора не сказывалась на цене кредита реальному сектору экономики. Это становится все актуальнее в связи с установленными данными более активного участия малых и средних банков в кредитовании реального сектора экономики[24]. Поэтому они должны иметь определенную компенсацию в виде льготных условий кредитования. В этой связи необходимо разработать механизмы, способствующие формированию оптимальной институциональной среды развития банковского сектора, в том числе, в рамках его региональной структуры, сочетающей крупные многофилиальные, средние и малые банки.
Таблица 2.3 Обеспеченность регионов России банковскими услугами (на 01.01.2008 г.)[25]
Федеральные округа |
Количество кредитных организаций в округе |
Активы |
Валовой региональный продукт (ВРП) за 2007 г. |
Численность населения | ||||
ед. |
в % к итогу |
млрд руб. |
в % к итогу |
млрд руб. |
в % к итогу |
тыс. чел. |
в % к итогу | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Центральный |
632 |
55,63 |
14258,6 |
66,26 |
9633 |
35,21 |
37145 |
26,16 |
в т.ч. Москва |
555 |
48,86 |
12882,3 |
59,86 |
6315 |
23,08 |
10466 |
7,37 |
Северо-Западный |
81 |
7,13 |
1674,6 |
7,78 |
2661 |
9,73 |
13504 |
9,51 |
Южный |
118 |
10,39 |
844,9 |
3,93 |
1977 |
7,23 |
22823 |
16,07 |
Приволжский |
134 |
11,80 |
1964,6 |
9,13 |
4319 |
15,79 |
30249 |
21,30 |
в т.ч. Татарстан |
26 |
2,29 |
397,7 |
1,85 |
743 |
2,72 |
3762 |
2,65 |
Уральский |
63 |
5,55 |
1167,4 |
5,42 |
4630 |
16,92 |
12236 |
8,62 |
Сибирский |
68 |
5,99 |
1207,5 |
5,61 |
2934 |
10,72 |
19554 |
13,77 |
Дальне-восточный |
40 |
3,51 |
403,1 |
1,87 |
1204 |
4,40 |
6487 |
4,57 |
Всего: |
1136 |
100,0 |
21520,7 |
100,0 |
27358 |
100,0 |
141998 |
100,0 |
Статьи по теме:
Сферы применения валютного регулирования
Можно выделить два аспекта применения валютного регулирования: валютное регулирование как часть макроэкономического регулирования и валютное регулирование в условиях становления рыночного механизма. [3]
Валютное регулирование как часть макроэкономического регулирования имеет 5 сфер применения:
1 ...
Международно-правовые обязательства государств по становлению
альтернативных форм социального страхования
Целью этой главы является раскрытие сущности международно-правовых обязательств государств как участников международных нормативно-правовых актов социальной направленности относительно становления альтернативных форм социального страхования.
На сегодняшний момент существует огромный массив междун ...
Система управления кредитным риском
Банковские контролеры уделяют огромное внимание официальной политике. Это особенно касается кредитной функции банка, при которой банк создает сильную систему управления рисками. Кредитная политика должна включать в себя план по размещению кредитных ресурсов банка, а также методологию, согласно кот ...