Кредитно-денежная политика Центрального Банка России

Информация » Механизмы реализации денежно-кредитной политики Банком России » Кредитно-денежная политика Центрального Банка России

Страница 7

Прочие меры денежно-кредитной политики, реализованные Банком России в течение финансового кризиса и направленные на повышение финансовой стабильности, включают следующие основные шаги.

1. Совет директоров Банка России дважды (19 января и 23 апреля 2009 г.) принимал решение о продлении сроков поэтапного увеличения действующих нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР). Напомним, что Банк России снизил с 15 октября 2008 г. нормативы отчислений в ФОР: по всем видам резервируемых обязательств нормативы были установлены на уровне 0,5%. Тогда же было определено, что нормативы снижаются лишь на определенный срок: с 1 февраля 2009 г. они должны были увеличиться до 1,5%, а с 1 марта 2009 г. – до 2,5%. 19 января Банк России принял решение о переносе сроков повышения нормативов с 1 февраля и 1 марта 2009 г. на 1 мая и 1 июня 2009 г. соответственно. Согласно решениям, принятым в апреле, нормативы должны были быть повышены поэтапно на 0,5 п.п. – 1 мая, 1 июня, 1 июля и 1 августа. Таким образом, к 1 августа 2009 г. размер всех нормативов достиг 2,5%.

ЦБ РФ принял данное решение из-за сложной ситуации в финансовом секторе страны, вызванной мировым финансовым кризисом. В ближайшее время российские кредитные организации могут столкнуться с ростом просроченной задолженности по выданным ими кредитам, что ухудшит их финансовое положение. Изъятие ликвидности у банков в виде отчислений в ФОР способствовало бы росту финансовой нестабильности. Мы полагаем, что в случае отсутствия признаков улучшения ситуации в банковском секторе летом 2010 г. сроки увеличения нормативов обязательного резервирования могут быть вновь перенесены.

Кроме того, Банк России до 1 марта 2010 г. предоставил возможность использования усреднения обязательных резервов1 кредитным организациям независимо от классификационных групп, присваиваемых им в результате оценки экономического положения. Наконец, ЦБ РФ в августе 2009 г. принял решение о переносе начиная с ноября 2009 г. сроков проведения регулирования обязательных резервов таким образом, чтобы окончание периода регулирования не совпадало с периодом наибольшей потребности банков в ликвидности в дни уплаты налоговых платежей в бюджет.

2. 19 января 2009 г. совет директоров Банка России принял решение об увеличении срока кредитования банков под залог активов до 365 календарных дней. Ранее максимальный срок таких кредитов составлял 181 день. Кроме того, 15 июня 2009 г. Впервые был проведен аукцион прямого РЕПО на срок 1 год.

Заметим, что весной Банк России постепенно сокращал объемы беззалогового кредитования банков. По мере стабилизации экономики ЦБ РФ переходит к выдаче «длинных» кредитов под залог ценных бумаг. На наш взгляд, этот шаг является правильным и будет способствовать росту финансовой стабильности, а также повышению влияния Банка России на процентные ставки.

3. 9 февраля совет директоров Банка России принял решение о расширении ломбардного списка Банка России, т.е. перечня ценных бумаг, под залог которых коммерческие банки могут привлекать средства у ЦБ РФ. В данный список вошли акции и облигации, выпущенные компаниями, попавшими в перечень системообразующих организаций, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. При этом указанные ценные бумаги должны быть включены в котировальный список как минимум одной фондовой биржи, действующей на территории России. Векселя и кредитные договоры этих организаций стали прини маться ЦБ РФ в качестве обеспечения по предоставляемым кредитам.

Упомянутая мера была направлена на повышение спроса на ценные бумаги данных эмитентов со стороны банковской системы и, следовательно, на расширение возможности указанных компаний по привлечению финансирования. В то же время необходимо помнить о том, что, предоставляя банкам средства под залог таких ценных бумаг, ЦБ РФ берет на себя риски, связанные с возможным ухудшением положения системообразующих предприятий. Кроме того, расширение ломбардного списка улучшит положение кредитных организаций, на балансе которых есть ценные бумаги системообразующих предприятий, ценные бумаги которых ранее не входили в ломбардный список, так как теперь такие банки смогут получить финансирование под залог этих ценных бумаг.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Проблемы и недостатки системы ипотечного кредитования
Успешному развитию ипотечного кредитования в Чувашской Республике препятствует ряд факторов: Требующих решения на республиканском уровне: отсутствие малогабаритных квартир, соответствующих социальным нормам площади жилья. До 80 процентов обращающихся за ипотечным кредитом граждан нуждаются в одн ...

Финансовые гарантии как средство обеспечения гражданской ответственности
6 февраля 2007 года был подписал законопроект, вносящий изменения в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Документ ужесточает ответственность туроператоров перед потребителями туристических услуг. Данные изменения устанавливают финансовое обеспечение ответственности т ...

Современная система медицинского страхования в России
Медицинское страхование в Российской Федерации является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. В правовом отношении этот вид страхования опирается на Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-1. Закон определяет правовые, ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bavari.ru