Для поддержания банковского сектора в условиях развивающегося финансового кризиса ЦБ РФ начал заключать соглашения с крупными российскими банками о компенсации части их возможных потерь при межбанковском кредитовании. Банк России также взял на себя обязательство по компенсации банкам части убытков по сделкам с другими банками, у которых впоследствии была отозвана лицензия. На 1 октября 2009 г. ЦБ РФ заключил подобные соглашения о компенсации убытков с 18 банками. Также были предприняты такие меры, как предоставление финансирования РЕПО под залог расширенного списка активов, удлинение сроков кредитования РЕПО, предоставление субординированных кредитов системообразующим банкам, принятие законодательства о гарантиях по кредитам предприятиям. Кроме того, была осуществлена рекапитализация АСВ (Агентство по страхованию вкладов) в целях проведения санации банковской системы.
Заметим, что для ограничения спекуляций на валютном рынке Банк России ввел 25 декабря 2008 г. рекомендации кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам, выполнение которых учитывалось Банком России при установлении лимитов на участие кредитных организаций в кредитных аукционах. Данные рекомендации не предотвратили массированных покупок валюты во время острой фазы кризиса, однако способствовали снижению ажиотажа на валютном рынке по мере стабилизации финансовых рынков. 2 июля 2009 г. Банк России объявил о том, что в связи со стабилизацией ситуации на внутреннем валютном рынке принял решение не продлевать действие данных рекомендаций. Таким образом, ЦБ РФ продемонстрировал уверенность в том, что масштабный отток капитала и устойчивое снижение курса рубля во второй половине 2009 г. он считает маловероятными.
Наконец, 30 декабря 2008 г. Банк России изменил порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. В соответствии с действующим порядком кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в зависимости от оценки кредитного риска. При этом резервирование уменьшает объем средств, доступных коммерческим банкам для осуществления текущих операций.
В соответствии с принятыми изменениями кредитным организациям было дано право до 31 декабря 2009 г. не увеличивать резервы по ссуде в случае:
• увеличения длительности просроченной задолженности по основному долгу или процентам по ссуде на срок не более 30 календарных дней относительно действующих сроков;
• реструктуризации ссуды (например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, изменения срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки) в период с 1 октября 2008 г.;
• использования полученной с 1 октября 2008 г. ссуды на погашение долга по ранее предоставленной заемщику ссуде.
Данная мера Банка России была призвана помочь банкам справиться еще с одной проблемой, с которой они столкнулись по мере развития кризиса в реальном секторе экономики РФ, – ростом просроченной задолженности по выданным кредитам. Несмотря на то что осенью 2009 г. темпы прироста просроченной задолженности снизились, проблема «плохих» активов все еще остается достаточно актуальной и может вновь обостриться в случае ухудшения ситуации в российской экономике.
В 2009 г. механизм предоставления банкам субординированных кредитов достаточно хорошо выполнял функцию рекапитализации, по крайней мере в отношении крупнейших банков. Предоставление капитала первого уровня банкам с государственным участием в определенных на сегодняшний день размерах, по всей видимости, способно удовлетворить их потребность в капитале даже на случай сценария негативного развития ситуации. Что касается системообразующих частных банков, то на случай возникновения у них проблемы нехватки капитала существует механизм введения временной администрации в лице Агентства по страхованию вкладов, на которое возлагается функция санации банка.[13]
Заметим, что без расчистки балансов от проблемных активов процесс восстановления кредитования реального сектора может занять длительное время. В любом случае в ходе решения данной проблемы участие государства позволит существенно упростить процесс. Для поддержания бюджетной стабильности в качестве возможного механизма решения проблемы представляется целесообразным замещение части проблемных активов долгосрочными ценными бумагами, по которым будет предоставлена гарантия государственных органов.
Статьи по теме:
Риски потребительского кредитования
Банковские риски входят в систему экономических рисков и поэтому сложны по своей природе. Находясь в системе, они испытывают на себе влияние других экономических рисков, одновременно являясь специфическими, самостоятельными рисками.
Термин «риск» в толковых словарях русского языка определяется ка ...
Разработка структуры системы страхования
предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере
военно-технического сотрудничества
В отличие от классических видов страхования, страхование предпринимательских рисков характеризуется большим и не всегда четко определенным набором рисковых ситуаций, крупными размерами убытков при меньшей частоте их возникновения, а также усложненной и растянутой во времени системой определения ра ...
Анализ рынка потребительского кредитования в России
Кризис отразился на всех отраслях российской экономики. Давая прогноз развития экономической ситуации в России в марте текущего года, министр финансов РФ А. Кудрин назвал срок три года, отметив, что ранее этого срока выхода из кризиса не произойдет. Многие аналитики пересмотрели свои осенние прогн ...