Сейчас в России главенствующую роль в определении общего тренда российского банковского сектора на консолидацию активов оказывает экономическая политика Центрального банка РФ. Его действия по укрупнению кредитных организаций и повышению финансовой устойчивости и прозрачности всей банковской системы в целом отражены в недавно принятых поправках в Закон "О банках и банковской деятельности".
Внесенные в текущем году изменения в Закон "О банках и банковской деятельности" <1> устанавливают минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков в 5 млн евро в рублевом эквиваленте. Это требование вводится с 1 января 2007 г. Банки, имеющие на тот день капитал ниже 5 млн евро, вправе будут продолжить свою деятельность при условии, что размер их средств не станет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на эту дату. При уменьшении размера капитала банк в течение 12 месяцев должен достичь либо минимального размера собственных средств, либо размера капитала, имевшегося у него на 1 января 2007 г. Таким образом, необходимым условием для создания на территории иностранного государства дочерних организаций и открытия филиалов, а также для получения генеральной лицензии на осуществление банковских операций вновь создаваемыми кредитными организациями будет являться наличие капитала в 5 млн евро.
Кроме того, в минувшем году ЦБ РФ пошел на, казалось бы, беспрецедентную для российского банковского сообщества меру. Согласно поправкам в Закон "О банках и банковской деятельности" значение норматива достаточности собственного капитала (Н1) должно быть приведено в соответствие с рекомендациями Базельского комитета. Теперь у кредитной организации, допустившей снижение достаточности собственных средств (капитала) до уровня ниже 10% в течение двух месяцев, будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Установление ЦБ РФ значения норматива достаточности капитала на уровне 10% основывается на рекомендациях Базельского комитета в части установления более высокого минимального требования к достаточности капитала в странах с высокими рисками банковской деятельности.
В целом именно вышеперечисленные факторы становятся наиболее значимыми в определении общего направления развития банковской системы в сторону укрупнения и консолидации. Причем если раньше усилия ЦБ РФ по укрупнению банков было трудно назвать успешными, то теперь в связи с приведением банковского законодательства в соответствие с основными требованиями Базельского комитета эта тенденция будет прослеживаться все отчетливее. Однако главным при реализации этой политики Центрального банка является именно стимулирование межбанковских сделок как способа усиления концентрации банковского капитала, а не простое уменьшение числа мелких и средних банков и создание на их месте крупных.
Для достижения этой цели могут использоваться, например, такие методы, как стимулирование и льготирование укрупняющихся банков (основанные на предоставлении налоговых льгот кредитной организации-продавцу), а также решение проблемы консолидированного налогообложения. Кроме того, достаточно действенны мероприятия Банка России, направленные на устранение законодательной асимметрии, связанной в первую очередь с государственной регистрацией банковских слияний и присоединений. Указанная асимметрия по большей части вызвана длительными сроками регистрации данных сделок в ЦБ РФ, необходимостью согласования действий с антимонопольным органом. В настоящий момент на получение разрешения Центрального банка на оформление слияния уходит до шести месяцев. Для повышения привлекательности данного вида сделок сроки их оформления должны быть сокращены. Банк России и Министерство финансов разрабатывают поправки по этому и другим вопросам в действующее законодательство РФ, в том числе в части снижения указанных сроков. Однако, к сожалению, вопрос, когда они будут приняты, остается открытым.
Активизации процессов слияний и поглощений банков во многом способствуют изменения в практике корпоративного управления. К ним относятся, например, привязка вознаграждения менеджмента к стоимости акций на рынке и перенос акцента с традиционных процентных банковских операций на оказание расчетных и инвестиционных услуг клиентам.
Статьи по теме:
Поручительства в практике банков
Поручительство — традиционный способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, сущность которого заключается в том, что поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение этим лицом его обязательства. Отличием поручительства (и банковской гарантии) от других ...
История развития рынка ценных бумаг
История развития рынка ценных бумаг насчитывает несколько веков и началась с создания рынка государственных ценных бумаг, которые появились в XV—XVI вв. Необходимость появления таких бумаг была связана с высокими расходами государства, превышавшими доходы. Для привлечения дополнительных денежных с ...
Виды ценных бумаг
В современной мировой практике все многообразие ценных бумаг делится на два больших класса: основные ценные бумаги и производственные.
Основные ценные бумаги - это такие ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо реальный актив, как правило, на деньги, капитал, товар, ...