Формирование рынка ценных бумаг в царской России

Информация » Ценные бумаги. Основные положения » Формирование рынка ценных бумаг в царской России

Страница 2

В период 80-90-х годов XIX в. широко выпускались государственные 4% -ные бессрочные ренты, которые к концу века стали основной формой государственных займов России. С 1895 г. купоны 4% -ных рент начали свободно обращаться в качестве денежных знаков.

В то же время значительное место в российских ценных бумагах заняли "железнодорожные займы", ставшие новым инструментом инвестиционной политики правительства.

Первоначально при строительстве первой железнодорожной линии Москва-Петербург с 1851 по 1893 г. использовались средства, полученные от пяти внешних облигационных займов, которые выпускало казначейство России в Европе. Затем, по инициативе Александра II, правительство стало гарантировать доходность капитала, вложенного в российские железнодорожные предприятия.

Почти все железнодорожные ценные бумаги, гарантированные правительством, выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках. После отмены крепостного права это демонстрировало высокий экономический потенциал России и поднимало ее престиж. В России потекли иностранные капиталы, что имело важное значение для формирования банковского капитала и национального фондового рынка.

По мере развития экономики правительство предприняло новые шаги - масштабную национализацию железных дорог посредством выкупа в государственную собственность. С 1889 по 1894 г. были конвертированы внутренние и внешние займы стоимостью 2.644 млн. руб. Разнообразные облигации были объединены на более выгодных для государства условиях. В том числе большая часть железнодорожных облигаций была конвертирована в 4% -ные ренты.

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развивалось обращение акций и векселей. В 1902 г. был утвержден новый Вексельный устав, который расширил возможность кредитования хозяйства под залог векселей в форме их учета. Первый Вексельный устав был составлен еще при Петре I по образцу Лейпцигского Вексельного устава, многократно уточнялся, но копировал в основном иностранные образцы, оторванные от экономики России, и не учитывал реализации хозяйственного развития.

Во время экономического подъема 90-х годов XIX в. бурно развивались акционерные общества. Их число по сравнению с 60-ми годами удвоилось, их капиталы в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд. руб. все это привело к образованию фондового рынка и увеличению числа бирж.

Первая товарная и вексельная биржа в России была официально открыта по инициативе Петра I в 1703 г. К 1820 г. облигации государственных займов обращались вместе с товарами на биржах в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Киеве и Харькове. Однако фондовые операции на них не имели большого масштаба и строгой организации. После экономических преобразований количество бирж и операций на них постепенно росло, что привело к созданию постоянных выборных органов при биржах - биржевых комитетов.

Как мы видим, государственное регулирование рынка ценных бумаг в России началось с 1703 г. с утверждения Вексельного устава. Затем в 1769 г. был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных операций в иностранных землях, который отвечал за ведение дел по внешним займам.

В 1810 г. была основана Комиссия погашения государственного долга. В 1817 г. при ней была учреждена Государственная долговая книга, в которой регистрировались все выпущенные в России и за границей государственные займы.

Усиление государственного регулирования фондового рынка наблюдалось в 1900-1914 годах, т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в России.

В 1902 г. Министерством финансов России были утверждены "Правила о допущении бумаг к котировке на Фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи", в которых предусматривалась ответственность лиц, выпускающих в обращение ценные бумаги на бирже.

Данные о курсах ценных бумаг публиковались в биржевом бюллетене "Официальная вексельная и фондовая котировка на Санкт-Петербургской бирже", который выходил на русском и французском языках.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основные подходы к оптимизации системы ОСАГО
Использование модели мотивации водителя к безаварийной езде – система «бонус-малус» (далее - СБМ). По определению, компания использует СБМ, если: Полисы, принадлежащие данной тарифной группе могут быть разделены на конечное число классов, которые обозначаются через Сi или же просто i (i=1 .s), т ...

Специализированные банки
Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов (например, биржевые, кооперативные или коммунальные банки) либо отраслевая специализация (рис. 4). Наиболее ярко выражена функциональная специализация банков, та ...

Причины, цель и задачи введения страхования автогражданской ответственности
Рассматривая цель и задачи современного введения страхования автогражданской ответственности, интересно отметить, что в России эта проблема возникла в досоветский период. Еще начиная с 1913 года стало формироваться гражданское законодательство о страховании автогражданской ответственности и, своя ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bavari.ru