Рис. 1. Динамика доли страховой премии в ВВП[4], 2001-2007 гг., %
В 2007 г. продолжился рост плотности страхования — страховой премии па душу населения, который все эти годы обусловлен увеличением размера совокупной страховой премии, так как численность населения России остается практически на одном уровне. "Подушевая плотность страхования" составила 5,4 тыс. руб., увеличившись на 25,6% по сравнению с 2006 г. (см. таблица 3).
Таблица 3. Совокупная страховая премия и численность населения, 2001-2007 гг.
Период |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Страховые премии, млрд руб. |
300,2 |
432,4 |
471,6 |
494,7 |
610,6 |
763,6 |
Население России[5], млн чел. |
145,2 |
145 |
144,2 |
143,5 |
142,8 |
142,2 |
Премия на душу населения, руб. |
2068,2 |
2982,1 |
3270,5 |
3447,4 |
4275,9 |
5369,9 |
Премия на душу населения, долл. США |
63,1 |
101,2 |
117,9 |
119,8 |
162,4 |
218,8 |
Доля страховых премий в ВВП (показатель уровня проникновения страхования) всего мира равен 7,52%, а показатель плотности страхования (собранная премия на душу населения) установился на уровне 518.5 долл. США. Первая тройка лидеров мирового рынка страхования по объему собранных премий представлена следующими странами: США с долен 33,36% (1 142 млрд. долл.), Япония 13,91% (476 млрд. долл.), Великобритания 8,76% (300 млрд. долл.). Российский рынок страхования занимал 25-е место в мире долей 0,51% (17,51 млрд. долл.). Однако по доле страховой премии в ВВП Россия находилась на 57-м месте, по плотности страхования на 52-м месте. Количественный рост и структурные изменения, происходившие на российском страховом рынке в течение 2006-2007 гг., привели к тому, что Россия стала привлекательным рынком для иностранных игроков. Глобальные страховые компании рассматривают российский рынок как очень перспективное направление для инвестиции: ожидаемые прибыли значительно превышают страновые риски России. 2006 год стал первым годом развития страхования в современной России, когда реальную значимость приобрел фактор неценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция крайне затруднена, так как дальнейшее снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможна. По итогам первого полугодия 2008 г. российские страховые компании собрали 293 млрд. руб. взносов по прямому страхованию (без ОМС), что на 44 млрд. руб., или на 17,6%, больше, чем аналогичный период предыдущего года. Прирост взносов в 2008 г. замедлился — в первом полугодии 2007 г. он был на 3,1% выше. Крупнейшими сегментами российского страхового рынка по-прежнему остаются автокаско (объем взносов, собранных по этому виду страхования в первом полугодии 2008 г.- составил 76.4 млрд. руб.), ДМС (53,0 млрд. руб.), ОСАГО (39,1 млрд. руб.) и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (51,3 млрд. руб.)[6]. По данным рейтингового агентства ‘’Эксперт РА’’ активы десяти крупнейших страховых групп России на конец 1-го полугодия 2008 г. выросли по сравнению с концом 1-го полугодия 2007 г. на 27.2% суммарная чистая прибыль — на 14,5% (см. рис. 2).
Статьи по теме:
Анализ структуры и динамики ипотечного кредитования
Первый ипотечный кредит в нашей республике был выдан 13 июля 2000 года, отсюда можно считать и начала развиваться ипотека в Чувашской республике. Из года в год в бюджете ЧР на цели ипотечного кредитования предусмотрено выделение средств во все возрастающих
объемах: 2003 год - 132,7 млн. рублей, 20 ...
Оценка запланированных Банком России мероприятий
В предстоящий среднесрочный период Банк России предполагает осуществить ряд мероприятий, которые в Проекте сведены в три самостоятельных раздела.
В разделе V.1 изложены основные мероприятия по совершенствованию банковской системы и банковского надзора; в разделе V.2 - мероприятия по совершенствов ...
Основные критерии и виды инвестиционной деятельности банков
Инвестиции - совокупность затрат в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и другие отрасли хозяйства. Целью инвестиционной деятельности является получение предпринимательского дохода или процента.
Инвестор - это гражданин или юридическо ...