Инвестиционный климат в России и предложения по его улучшению

Информация » Инвестиции » Инвестиционный климат в России и предложения по его улучшению

Страница 1

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным источником модернизации экономики. По оценке экономистов, потребность страны только в иностранных инвестициях составляет не менее 10 млрд. долларов в год. Однако для того, чтобы инвесторы пошли на такие вложения, необходимы значительные положительные изменения в инвестиционном климате страны.

За последние несколько лет Россия достигла определенных положительных результатов в проведении социально-экономической политики, о чем свидетельствует макроэкономическая стабилизация и положительная динамика многих макроэкономических показателей.

ВВП России начиная с 1999 г. показывает высокие темпы роста: 1999 г. – 5,4%; 2000 г. – 9%, 2001 г. – 5,1%; 2002 г. – 4,7%; 2003 – 7,3%. По оценке Министерства экономического развития и торговли за период январь-сентябрь 2004 г. ВВП увеличился к соответствующему периоду 2003 года на 6,9%. Уровень инфляции за 2001-2003 гг. снизился в 1,6 раза и составил 12% в 2003 году, против 18,6% в 2001 году, причем планируется дальнейшее снижение уровня инфляции. На протяжении последних двух лет наблюдается профицит государственного бюджета. По данным Федеральной службы государственной статистики промышленное производство за первые три квартала 2004 г. возросло на 6,5% к аналогичному периоду прошлого года. Накопленный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за первые 9 месяцев оценивается в размере 1490 млрд. рублей, в сентябре инвестиции в основной капитал составили 267,8 млрд. руб. с темпом роста относительно прошлого года в 108,7%.

По состоянию на 2003 год по данным Министерства экономического развития и торговли накопленный иностранный капитал в экономике России составил 57 млрд. долларов США. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 51,7%, доля прямых инвестиций составила 45,8%, а портфельных - 2,5%.

Тем не менее, крайне негативную роль для инвестиционного климата в России сыграл финансовый кризис 1998 года, в результате которого Россия не выполнила обязательства по внутренним государственным ценным бумагам (ГКО-ОФЗ), а также по государственным ценным бумагам, номинированных в долларах США (ОВГВЗ 3 транша). По итогам финансового кризиса России был присвоен рейтинг «SD» – выборочный дефолт, что привело к изъятию уже вложенных средств и оттоку капитала из России. Последствия данного кризиса до сих пор оказывает отрицательное воздействие на иностранных инвесторов, потенциально заинтересованных в инвестициях в Россию. Помимо этого, кредитной истории России был нанесен существенный урон, что учитывается при определении рейтинга и, соответственно, крайне затруднит присвоение ей достаточно высокого рейтинга в ближайшие несколько лет.

В настоящее время России присвоены следующие суверенные рейтинги: Standard & Poor’s - «BB+» (последний спекулятивный уровень), Moody’s - «Baa3» (первый инвестиционный уровень) и Fitch - «BB+» (последний спекулятивный уровень). Несомненным достижением является присвоение России агентством Moody’s инвестиционного рейтинга, что означает возможность вложения в нее инвестиционного капитала. В то же время, агентства Standard & Poor’s и Fitch рекомендую вкладывать средства в Россию только с целью проведения спекулятивных операций. В целом, оценка международными агентствами инвестиционного климата в России является достаточно низкой.

Для улучшения инвестиционного климата Правительство России должно предпринимать целый комплекс мер, рассчитанных на снижение политических рисков и улучшение экономики страны. При этом, следует уделить внимание как внешним, так и внутренним источникам инвестиций.

Исходя из факторов, влияющих на инвестиционный климат в стране, а также из анализа инвестиционного климата, представляется возможным рассмотреть следующие направления по его улучшению:

1. Обеспечение политической стабильности и последовательности реформ в стране

Последние десять лет в политической жизни России можно охарактеризовать как время непрекращающихся политических реформ. Возникали новые политические институты, появлялось большое число новых партий, изменилась структура государственных органов, взаимодействие различных ветвей власти не всегда было скоординированным и подчиненным единой цели. В настоящее время многие из вышеперечисленных процессов продолжаются. Примером этому может служить обсуждение в последнее время вопроса о выборности глав регионов.

Крайне негативную роль по отношению к инвестиционному климату в России сыграло дело нефтяной компании “ЮКОС”. Многие инвесторы считают, что за налоговым преследованием ЮКОСа стоит политическое решение. Более того, предъявление налоговых претензий таким крупнейшим российским компаниям, как Вымпелком (сотовый оператор БиЛайн), ставит перед инвесторами вопрос о возможном преследовании и ряда других крупных компаний в России. Усложняет ситуацию и тот факт, что ценные бумаги ЮКОСа и Вымпелкома обращаются как на российском, так и на американском рынке. Соответственно, снижение их стоимости из-за конфликта этих компаний с государственными органами негативно отражается и на ценных бумагах других российских компаний, явно снижая инвестиционную привлекательность России в целом.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bavari.ru