Нормативно-правовое обеспечение гарантирования банковских вкладов

Информация » Гарантирование банковских вкладов » Нормативно-правовое обеспечение гарантирования банковских вкладов

Страница 2

Согласно концепции Закона, банки, получившие специальное разрешение (лицензию) Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязаны встать на учет в системе страхования вкладов и регулярно уплачивать взносы, за счет которых образуется специальный фонд – фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Эти денежные средства будут находиться в собственности специально создаваемой государственной корпорации – Агентства по страхованию вкладов, на которую возлагается обязанность по возмещению суммы банковского вклада при наступлении страхового случая. Таким случаем признается отзыв (аннулирование) лицензии у банка в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», а также введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов. С момента вступления в силу соответствующих нормативных актов Центрального банка РФ у вкладчиков банка возникает право на полное возмещение вклада, но не более 100 тыс. руб. В части суммы превышения установленного ограничения у вкладчика сохраняется право требования в соответствии с гражданским законодательством. В свою очередь после выплаты возмещения все требования к банку по выплаченным из ФОСВ суммам переходят к Агентству [24].

Совет Федерации признал эту концепцию вполне приемлемой с некоторыми оговорками. По мнению председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, выступавшего с докладом по этому Закону, одобрения заслуживает порядок доступа банков к системе (к участию привлекаются не все банки, а только те, которые пройдут проверку на финансовую устойчивость в системе Центрального банка РФ). Поддерживает Комитет и принцип единого порядка возмещения вкладов для всех банков, то есть для Сбербанка и остальных банков.

Еще на стадии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе Комитет не поддерживал идею полного возмещения вкладов (первоначально предусматривалось, что вклад до 20 тыс. руб. возмещается полностью, свыше 20 тыс. руб. возмещается 75 %). Позиция Комитета – это может негативно сказаться на состоянии банковской системы, поскольку при стопроцентной компенсации, с одной стороны, исчезает стимул у вкладчика следить за финансовым состоянием банка, а с другой стороны, у банка возникает соблазн рискованного кредитования. В результате недобросовестное поведение банков и безответственность вкладчиков приведут к серьезным бюджетным расходам (дефицит ФОСВ, согласно Закону, покрывается за счет средств федерального бюджета). Поэтому, по мнению большинства членов Комитета, ограничение возмещения суммой 100 тыс. руб. является стимулирующим и гарантирует разумное поведение вкладчиков и банков. В итоге законодатели остановились на частичном возмещении, что, как видим, совпадает с мнением профильного Комитета Совета Федерации [38].

В пакете с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» были одобрены также поправки в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» в части распространения порядка сохранения банковской тайны на Агентство, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части отмены норм о страховании вкладов за счет фонда обязательных резервов, «О некоммерческих организациях» в части определения источников формирования имущества государственной корпорации, в Налоговый кодекс РФ в части учета расходов банков на уплату страховых взносов при налогообложении прибыли, а также в Гражданский кодекс РФ (пункт 1 статьи 64 и пункт 1 статьи 840) о первоочередном удовлетворении требований Агентства и о способах возврата вкладов граждан (путем осуществляемого в соответствии с Законом обязательного страхования вкладов, а в случаях, предусмотренных Законом, – иными способами) [37].

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Рынок ресурсов и его особенности
Для производства любого вида товара или услуги фирме необходимо приобрести экономические ресурсы, которыми прямо или косвенно владеют домохозяйства и поставляют их на рынок ресурсов. Изучение специфических особенностей спроса, предложения и ценообразования на рынке факторов производства играют важ ...

История развития российских фондовых бирж
В нашем случае интерес представляет история биржевого дела в период развития рыночных отношений в Российской Федерации. Последние биржи эпохи НЭПа были закрыты в 1930 году, когда Советская власть объявила о монополизации торговли государством. Однако со сменой экономической системы к началу 1990- ...

Нормативная база операций с аккредитивами
Операции с аккредитивами регулируются следующими нормативными документами. 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). 2. Унифицированные Правила ICC для Межбанковского Рамбурсирования по Документарным аккредитивам (URR 525). 3. Унифицированные правила и обычаи для документарных ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bavari.ru