Оценка запланированных Банком России мероприятий

Информация » Роль и функции Центрального Банка в экономике России » Оценка запланированных Банком России мероприятий

В предстоящий среднесрочный период Банк России предполагает осуществить ряд мероприятий, которые в Проекте сведены в три самостоятельных раздела.

В разделе V.1 изложены основные мероприятия по совершенствованию банковской системы и банковского надзора; в разделе V.2 - мероприятия по совершенствованию финансовых рынков и в разделе V.3 - мероприятия по совершенствованию платежной системы РФ, направленные на укрепление национальной финансовой системы и поддержание макроэкономической стабильности.

Из перечисленных в Проекте направлений ДКП к мероприятиям, которые действительно могут повлиять (хотя их реалистичность вызывает сомнения) на трансформацию национальной банковской системы и банковского надзора, можно отнести лишь:

a) Формирование более крупных банковских структур за счет стимулирования консолидации и повышения капитализации кредитных организаций (вопрос: каким образом Банк России может заставить частные банки объединяться?);

b) Переход от экстенсивной к интенсивной модели развития российских банков (вопрос: возможна ли технологическая перестройка в условиях сложившейся налоговой нагрузки кредитных организаций и уровня рентабельности банковского бизнеса?);

c) Развитие процессов диверсификации банковского бизнеса и доходов, в том числе в связи с внедрением новых технологий и совершенствованием банковского регулирования (вопрос: существует ли у клиентов банков спрос на высокотехнологичные продукты, особенно в регионах, где ощущается дефицит традиционных услуг банков?);

d) Создание риск-ориентированного надзора, включающего факторы снижения системных рисков (вопрос: насколько эффективно можно снижать системные риски, проводя политику микропруденциального надзора?);

Но даже если абстрагироваться от реалистичности указанных направлений ДКП, их явно недостаточно. За рамками остались ключевые вопросы, затрагивающие реформы всей структуры национальной банковской системы, развития регионального сектора, способного оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, функционирующим на региональном и местном уровнях российской экономики.

Мероприятия по совершенствованию финансовых рынков Банком России сгруппированы в шесть самостоятельных направлений. Большинство из них носит рекомендательный характер и связано, как правило, с его участием в тех или иных мероприятиях. Например, участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей депозитарную деятельность и круг обязанностей по организации биржевой торговли. Это прописано и в прошлогоднем Документе. Возникает резонный вопрос: что было сделано по данному направлению в 2011 г.?

При всей важности перечисленных мероприятий неизбежно встает еще ряд вопросов: что конкретно намерен делать Банк России? Как можно оценить эффективность его участия в перечисленных направлениях по совершенствованию отечественных финансовых рынков?

Мероприятия по совершенствованию платежной системы РФ в 2012-2014 гг., "направленные на укрепление финансовой системы и поддержание макроэкономической стабильности", также невозможно оценить.

В Проекте все мероприятия сгруппированы по трем направлениям:

a) Осуществление мероприятий по реализации Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ "О национальной платежной системе";

b) Разработка Стратегии развития национальной платежной системы;

c) Расширение регламента функционирования системы БЭСП.

Из текста следует лишь, что "основные мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы Банка России будут осуществляться в рамках разработки Стратегии развития национальной платежной системы, создания национального стандарта осуществления безналичных расчетов и совершенствования системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России.

Таким образом, все предлагаемые меры носят неконкретный характер. Закономерен следующий вопрос: зачем надо создавать "национальный стандарт осуществления безналичных расчетов", если уже сейчас многие банки следуют международным стандартам?

Статьи по теме:

Факторы финансовой устойчивости страховщиков
Финансовая устойчивость страховой организации обеспечивается за счет действия внешних и внутренних факторов. Каждый фактор модно охарактеризовать признаками, представленными на рис. 1. Факторы обеспечения финансовой устойчивости страховой деятельности Факторы обеспечения финансовой устойчивос ...

Нормативная база операций с аккредитивами
Операции с аккредитивами регулируются следующими нормативными документами. 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). 2. Унифицированные Правила ICC для Межбанковского Рамбурсирования по Документарным аккредитивам (URR 525). 3. Унифицированные правила и обычаи для документарных ...

Показатели ликвидности и платежеспособности
Статистика финансов предприятий и организаций отражает результаты финансовой деятельности, платежеспособности, имущественного положения, а также состояния расчетов. Источником данных статистики финансов являются данные статистической и бухгалтерской отчетности. Характеристика финансового состояни ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bavari.ru