Денежно-кредитная политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности

Информация » Роль и функции Центрального Банка в экономике России » Денежно-кредитная политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности

Страница 2

Неопределенность направления валютной политики Банка России вместо заявленного в Проекте "избежания рисков для стабильности" российской финансовой системы будет их усиливать. Рост девальвационных ожиданий субъектов (в силу неопределенности валютной политики) не позволит Банку России сдерживать инфляционные ожидания.

Процентная политика

Как в Документе, так и в Проекте Банк России берет на себя обязательство повысить роль процентной политики. Более того, в Проекте конкретизируется, что регулятор намерен использовать в качестве основного политического инструмента "краткосрочную ставку рынка межбанковских кредитов". В нынешнем году "повысить роль процентной политики" не удалось. Так, Банк России признает, что в 2011 г. "поэтапно повышал процентные ставки по операциям рефинансирования" (до 8,25%), но при этом "средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась до 7,9% годовых"

Это говорит о том, что ценообразование на банковские продукты на российском рынке никак не зависит от процентной политики Центрального банка. Более того, снижение уровня банковской ликвидности, которое наметилось в 2011 г., было связано с изъятием средств по бюджетному каналу.

Процентный канал трансмиссионного механизма ДКП в настоящее время на российском рынке не работает, поэтому он не может передавать участникам рынка никаких сигналов, а Банк России не в состоянии, меняя ставку рефинансирования (или краткосрочную политическую ставку), воздействовать на спрос в экономике.

Взаимосвязь с бюджетной политикой

Как и в прошлом году, в Проекте Банк России делает оговорку, что результативность ДКП зависит от "состояния государственных финансов". При этом полагает, что государственная бюджетная политика будет направлена на постепенное сокращение бюджетного дефицита, регулирование избыточной ликвидности будет происходить "по бюджетному каналу абсорбирования средств". Тем самым Банк России, с одной стороны, признает тесную взаимосвязь между монетарной и фискальной политикой, а с другой, вновь ставит ДКП в зависимость от задач бюджетной политики. В год президентских выборов бюджетная политика вряд ли будет умеренно жесткой, скорее она будет носить расширительный характер, что, в частности, уже подтверждают объявленные меры по увеличению социальных трансфертов и военного заказа в 2012 г.

Отсутствие у Банка России эффективных монетарных механизмов абсорбации избыточной ликвидности, подчинение ДКП задачам государственной бюджетной политики не позволят достичь намеченных уровней по темпам инфляции и обменному курсу рубля.

Инструменты ДКП

В документе зафиксировано, что Банк России в 2011 г. намерен использовать "стандартный набор инструментов", а в Проекте - "весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов". В частности, речь идет об одном и том же - о нормативах обязательных резервов, операциях Банка России по абсорбированию и предоставлению ликвидности.

В 2011 г. эффективность использования данных инструментов была невысокой. И если первые два (нормативы обязательных резервов, операции Банка России по абсорбированию ликвидности) так и не смогли компенсировать те 1300 млрд руб. (за первое полугодие 2011 г.), которые он потерял в результате изъятия ликвидности кредитных организаций через бюджетный канал, то третий инструмент (операции по предоставлению ликвидности) практически не работал.

И Банк России об этом свидетельствует, констатируя, что за первую половину 2011 г. спрос кредитных организаций на большинство инструментов рефинансирования был незначительный - банки обращались к ним лишь в отдельные периоды (обращение кредитных организаций к механизмам рефинансирования Банка России преимущественно было обусловлено необходимостью осуществления налоговых платежей).

Избирательный спрос банков на механизмы рефинансирования препятствует их использованию ЦБ РФ для регулярного управления ликвидностью в банковской системе, а при проведении процентной политики учету тенденции, складывающейся на мировых рынках денег и капиталов. Как результат - наиболее эффективные российские и финансовые институты предпочитают привлекать нужное им финансирование не на российском рынке, а за рубежом.

Подчинение процентной политики ЦБ РФ интересам бюджета, а также неэффективность действующих механизмов рефинансирования не позволяют Банку России эффективно использовать имеющийся и предложить банкам дополнительный инструментарий ДКП.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Понятие и значение договора страхования
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства — это необходимый элемент социально-экономической системы общества. Страхование не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но является одним из стабильны ...

Кризис США в сфере страхования
Кризис экономики и финансов скачет по планете то быстрее, то медленней, переходя из страны в страну, из региона в регион, принимая то одну форму, то другую. Сейчас его уже признают мировым, хотя официальные власти и экономические эксперты ещё недавно отказывались это делать. А когда признали, то с ...

Организационное устройство СКБ-банка
Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании пр ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bavari.ru