Классификация существующих систем гарантирования вкладов

Информация » Гарантирование банковских вкладов » Классификация существующих систем гарантирования вкладов

Страница 4

Тем не менее, несмотря на большое сходство внутренних условий между самими странами Восточной Европы, имели место и определенные особенности в институциональной составляющей создаваемых систем гарантирования. К примеру, если защитой вкладов в Польше и Венгрии занимались специально создаваемые для этих целей Фонды, то в Чехии функции страхования вкладов стала выполнять Ассоциация по страхованию сбережений и депозитов. Если в части финансирования механизма гарантирования в Венгрии участвовали преимущественно коммерческие банки и другие небанковские финансовые институты, то в Чехии осуществлялось совместное финансирование государства и коммерческих банков на долевой основе.

Болгарская система защиты вкладчиков отличалась собственным своеобразием. Главной отличительной чертой было то, что вообще не создавалось какого-либо специального органа по решению вопросов защиты вкладчиков, как это было принято в подавляющем большинстве стран мира и странах Восточной Европы в частности. Главным институтом здесь выступал Центральный банк, который непосредственно занимался механизмом выплаты компенсаций вкладчикам после решения суда о признании коммерческого банка банкротом. По заявлению физического или юридического лица открывались специальные счета в устойчивом банке на разнице между удостоверенной суммой вклада физического или юридического лица в банке банкроте на момент закрытия этого банка и обязательствами банка-банкрота перед своими вкладчиками. Физические лица могли пользоваться новыми счетами после 30 дней, а юридические лица – по истечении 60 дней после их открытия в новом банке. Валютные счета можно использовать лишь по истечении 6 месяцев после их открытия.

Важной составной частью создания системы защиты вкладов в этих странах является минимизация ущерба от неправильных действий руководства банка. К особенностям в данном случае можно отнести то, что из числа подзащитных исключаются финансовые институты, члены совета директоров, управленческих и надзорных советов, доверенные лица и члены органов внутреннего контроля коммерческих банков, а также супруги и родственники по прямой линии всех этих категорий.

В силу особенностей и трудностей переходного периода, механизм компенсаций в этих странах предусматривает лишь частичный возврат средств как физических, так и юридических лиц. Так, в Болгарии защита вкладов и счетов в коммерческих банках была обеспечена не полностью, а для юридических лиц гарантируется лишь наполовину.

Тем не менее, опыт стран Восточной Европы показывает, что политика защиты сбережений дает заметные положительные результаты. Главным образом, как показывает анализ, это связано с успешными параллельными макроэкономическим преобразованиями, а именно либерализацией процентных ставок по депозитам и вкладам и одновременным достижением положительной реальной процентной ставки за счет использования косвенных методов монетарной политики, а также с институциональными реформами.

В настоящее время рост сбережений и улучшение их структуры в Восточной Европе может считаться главным фактором оздоровления коммерческих банков, укрепления их кредитоспособности и ликвидности. Формирование здорового свободного рынка сбережений предполагает честную и равноправную конкурентную борьбу между всеми финансовыми институтами за привлечение клиентов и вкладов по свободной рыночной цене на вклады и депозиты в форме соответствующей процентной ставки. Наконец, прослеживается необходимость комплексной и системной защиты сберегательных вкладов, включающей законодательные, административные и регулирующие средства и меры.

Несколько иная ситуация сложилась в странах СНГ [24]. В связи с более существенными по глубине и продолжительности экономическими трудностями, сбережения населения в большинстве республик резко сократились. Негативные макроэкономические последствия из-за высокой инфляции, практика финансовых пирамид, кризис банковско-финансовой системы в совокупности значительно подорвали основы доверия со стороны частного сектора к политике правительств. Поэтому разработка новых, адекватных в нынешних условиях механизмов защиты вкладов получила большое распространение практически во всех странах СНГ и становится частью стратегии на возрождение доверия к проводимым правительствами этих стран реформам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Обеспечение интересов клиентов
Банк обеспечивает сохранность денежных средств и других ценностей, вверенных ему его клиентами и корреспондентами. Их сохранность гарантируется всем движимым и недвижимым имуществом Банка, его денежными фондами и резервами, создаваемыми в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и на ...

Анализ финансовых показателей
Чистая прибыль Группы ВТБ за девять месяцев 2012 года составила 60,2 млрд руб. против 72,6 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Такое падение обусловлено динамикой административных расходов, показавших рост на 49% год к году. Однако, Банк ВТБ показал рекордную чистую прибыль в 3 квартале ...

Общее понятие страхования
Страхование - важнейший элемент рыночной инфраструктуры, неотъемлемый компонент экономической и социальной сферы. Оно непосредственно затрагивает интересы физических и юридических лиц, обеспечивая защиту их имущественных интересов путем возмещения ущерба, возникшего в результате действия различных ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bavari.ru