Сущность безналичных расчетов

Информация » Безналичные расчеты: их значение и развитие » Сущность безналичных расчетов

Страница 2

2) принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственности направлен на соблюдение нормативных требований и положений, а также порядка их проведения. Взаимный контроль при проведении расчетов предполагает, что как клиент, так и банк при нарушении правил расчетов и договоров несут материальную ответственность. Так, при задержке исполнения расчетных документов банк уплачивает в пользу клиента пеню за каждый день просрочки платежа; при неправильном списании или перечислении средств со счета клиента – штраф, предусмотренный в договоре;

3) принцип согласия плательщика на платеж отражает права собственника распоряжаться средствами на счете. Списание средств со счета клиента банка без его распоряжения допускается лишь в определенных случаях, которые оговорены в законодательных актах или договорах. Банк не вправе определять направление и использование денежных средств или устанавливать иные ограничения, не предусмотренные законодательством;

4) договорная основа ведения расчетов как условие организации безналичных расчетов обязательна для всех банковских счетов;

5) самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета отвечает его интересам собственника в поиске оптимального варианта для проведения расчетов, обеспечивающего надежность в размещение средств;

6) свободный выбор участниками форм безналичных расчетов необходим, но возможен с согласия всех сторон. Реализация данного условия происходит при заключении соответствующих договоров, где оговаривается использование конкретной формы расчетов [4, с. 95].

Под формой безналичных расчетов понимают совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

Расчетный документ представляет собой оформленное соответствующим образом распоряжение банку (поручение, требование) на перечисление средств в безналичном порядке. Этот документ должен иметь унифицированную форму, быть простым для восприятия и считывания, в том числе для механизированного учета. Обязательное требование к расчетному документу – наличие необходимых реквизитов и их определенное место. Бумажная форма документов в банковской практике Республики Беларусь постепенно заменяется электронной.

Электронный документ должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь структуру и содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать;

2) создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программно-технических средств;

3) предусматривать возможность представления в форме, удобной для восприятия человеком.

Электронный документ на машинном носителе приравнивается к бумажному и имеет с ним одинаковую юридическую силу.

Документооборот представляет собой последовательное прохождение документов по всем стадиям в расчетах, включая их выписку (составление), движение (перевод), хранение и контроль. Он должен быть несложным, экономичным и способствовать быстрейшему продвижению товаров и денег [2, с. 36–37].

Под способом платежа понимается порядок перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя средств.

Источниками осуществления платежей могут быть собственные средства плательщика, кредиты банка, в некоторых случаях – средства государственного бюджета.

Статья 231 Банковского кодекса «Расчеты» указывает, что безналичные расчеты проводятся в виде:

1) банковского перевода;

2) аккредитива;

3) инкассо [5].

Операции банковского перевода и инкассо используются в различных формах безналичных расчетов. В частности, банковский перевод составляет основу большинства безналичных расчетных операций.

Под банковским переводом понимается перевод денежных средств плательщика в банк-получатель в пользу бенефициара (получателя), который осуществляется банком-отправителем на основе платежных инструкций, полученных от инициатора платежа (плательщика или бенефициара) [6, с. 85].

Банковские переводы осуществляются за счет средств клиента и производятся банками на основании полученных от клиента платежных инструкций. Платежная инструкция представляет собой указание, полученное банком от клиента или банка-корреспондента о порядке и способе совершения расчетной операции.

Платежная инструкция оформляется в письменной форме или в форме электронного документа. Участниками в таких расчетах являются банк-отправитель, банк-получатель, плательщик и бенефициар. Плательщиком или бенефициаром могут выступать сами банки (то есть платеж совершается от имени или в пользу банка).

Банковский перевод может также осуществляться и в пределах одного банка, если плательщик и получатель обслуживаются в нем. Как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели могут выступать сторонами по банковскому переводу. Банковский перевод обычно завершается акцептом банка-получателя поручения банка-отправителя. Акцепт – это согласие на оплату [2, с. 39–41].

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Учет денежных средств на счетах в банке
В процессе функционирования предприятий возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей (работ, услуг), а другое - их получателем (потребителем), а значит, и плательщиком. Кр ...

Выпуск банком акций
Простая акция – ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом. Привилегированная акция – ценная бумага, дающая право е ...

Финансирование медицинского страхования
Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bavari.ru