Особенности банковского сектора России

Информация » Теоретико-практический аспект экспансии банковского сектора в регионах на примере Оренбургской области » Особенности банковского сектора России

Страница 3

В зависимости от масштабов, развитости филиальной сети, формы собственности, характера взаимодействия и видов деятельности российские коммерческие банки можно классифицировать следующим образом.

1. Розничные банки. Основным классифицирующим критерием является доля средств физических лиц в активах (выданные кредиты) и/или пассивах (привлеченные вклады и остатки на текущих счетах) - не менее 30%.

В данной группе банков можно выделить следующие их подгруппы:

• специализированные банки с иностранным участием;

• формирующиеся региональные банковские холдинги.;

• «придворные» банки - банки, изначально находившиеся в сфере интересов региональных властей или муниципальных органов управления;

• «московские» холдинги.

2. Универсальные супербанки («пауки»)

составляют ядро банковской системы страны, а их отличительными особенностями являются: большой размер активов; как правило, наличие развитой сети «точек присутствия» в регионах (дочерние банки, филиалы, отделения, операционные кассы, дополнительные офисы и т.д.); одновременное наличие значительного числа направлений бизнеса («лапок», которые поддерживают банк и делают его мобильным); «хищность» - постоянные, в том числе враждебные, поглощения других, более мелких банков. Все банки, входящие в кластер, являются ядрами финансово-промышленных групп (ФПГ) или контролируются государством.

3. Коммерческие полибанки

основными отличиями от универсальных супербанков являются менее значительные размеры активов и несколько меньшее число «лапок» - развитых в банке самостоятельных направлений бизнеса.

4. Клиринговые банки.

Их бизнес основан на проведении расчетов в интересах своих клиентов. Банки этого типа отличаются высокими и сверхвысокими показателями оборотов по клиентским счетам и оборачиваемостью баланса при сравнительно небольших размерах собственных активов.

5. Банки-«кошельки»

- как правило, небольшие или средние банки, бизнес которых основан на удовлетворении потребностей узкой группы участников банка и стоящего за ним бизнеса. Имеют непропорциональную структуру баланса и, как правило, небольшие размеры. Нормальным для таких банков является отсутствие развитой корреспондентской сети, банку не обязательно получать прибыль, развивать какие-либо направления бизнеса, отличные от прямых потребностей его участников.

6. Государственные спецбанки

стоят особняком от основной массы банков. Их особенность - выполнение ограниченного круга четко обозначенных функций. Например, ипотечное кредитование в рамках городских программ строительства или специализированное обслуживание особых групп клиентов. В подавляющем большинстве случаев собственником таких банков является или правительство РФ, или администрации субъектов РФ, или муниципальные образования. К первоочередным задачам таких банков, как правило, не относится получение прибыли.

7. «Болото»

- большое число мелких и мельчайших банков, которые объединяет отсутствие состоятельных собственников, мощной клиентской базы, и, как следствие, отсутствие команды профессионалов, способных развивать классические направления банковского бизнеса и внедрять новые продукты и технологии.

Банк России в последнее время активно борется с банками, занимающимися противозаконной деятельность (оптимизация схем налогообложения, отмывание денег и т.д.). Необходимо также отметить, что жертвами ЦБ РФ в борьбе с отмыванием и искажениями отчетности в последние годы становятся, как правило, именно мелкие банки, не оказывающие существенного влияния на банковскую систему. Это вовсе не значит, что средние и крупные российские банки не оказывают услуг по отмыванию средств, однако есть две причины, по которым Банк России борется с этим явлением в крупных банках другими методами (без отзыва лицензии). Одна причина заключается в том, что для них теневые операции, как правило, не являются основным бизнесом и выполняются как дополнительные услуги клиентам. В таких банках очень сложно отделить «белый» бизнес, работающий в строгом соответствии с законодательством, от «серого» и «черного». Другая причина - ограничение операций крупного банка или их прекращение (вследствие отзыва лицензии) ударит, прежде всего, по законопослушному бизнесу и может вызвать панику на рынке.

В настоящее время большинство банков предлагает примерно одинаковый набор услуг сопоставимого качества и примерно на одинаковых условиях. Продолжающийся рост конкуренции на отечественном банковском рынке и снижение маржи по основным банковским операциям обуславливают все возрастающую роль неценовых факторов в конкурентной борьбе на рынке банковских услуг. Одним из решающих факторов в борьбе за клиента становится управление деловой репутацией банка.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Обслуживание банковских счетов
Открытие расчетного счета клиента в банке осуществляется на основании заключенного договора банковского счета и документов, определенных законодательством Российской Федерации. Тарифами банка может быть установлена комиссия за открытие расчетного счета клиента, уплата, которой производится клиент ...

Статистические методы изучения финансовых результатов деятельности коммерческих банков
Методом анализа финансового состояния банка является комплексное, органически взаимосвязанное исследование деятельности коммерческого банка с использованием математических, статистических, учетных и других приемов обработки информации. Характерными особенностями метода анализа финансового состоян ...

Методики оценки кредитоспособности
Оценка кредитоспособности заемщика – достаточно разработанная тема, и существует множество методик оценки кредитоспособности как в России, так и зарубежом. Каждая методика имеет свою особенность и может быть использована в конкретном случае. Множество методик определяется и национальными особеннос ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bavari.ru