Особенности банковского сектора России

Информация » Теоретико-практический аспект экспансии банковского сектора в регионах на примере Оренбургской области » Особенности банковского сектора России

Страница 3

В зависимости от масштабов, развитости филиальной сети, формы собственности, характера взаимодействия и видов деятельности российские коммерческие банки можно классифицировать следующим образом.

1. Розничные банки. Основным классифицирующим критерием является доля средств физических лиц в активах (выданные кредиты) и/или пассивах (привлеченные вклады и остатки на текущих счетах) - не менее 30%.

В данной группе банков можно выделить следующие их подгруппы:

• специализированные банки с иностранным участием;

• формирующиеся региональные банковские холдинги.;

• «придворные» банки - банки, изначально находившиеся в сфере интересов региональных властей или муниципальных органов управления;

• «московские» холдинги.

2. Универсальные супербанки («пауки»)

составляют ядро банковской системы страны, а их отличительными особенностями являются: большой размер активов; как правило, наличие развитой сети «точек присутствия» в регионах (дочерние банки, филиалы, отделения, операционные кассы, дополнительные офисы и т.д.); одновременное наличие значительного числа направлений бизнеса («лапок», которые поддерживают банк и делают его мобильным); «хищность» - постоянные, в том числе враждебные, поглощения других, более мелких банков. Все банки, входящие в кластер, являются ядрами финансово-промышленных групп (ФПГ) или контролируются государством.

3. Коммерческие полибанки

основными отличиями от универсальных супербанков являются менее значительные размеры активов и несколько меньшее число «лапок» - развитых в банке самостоятельных направлений бизнеса.

4. Клиринговые банки.

Их бизнес основан на проведении расчетов в интересах своих клиентов. Банки этого типа отличаются высокими и сверхвысокими показателями оборотов по клиентским счетам и оборачиваемостью баланса при сравнительно небольших размерах собственных активов.

5. Банки-«кошельки»

- как правило, небольшие или средние банки, бизнес которых основан на удовлетворении потребностей узкой группы участников банка и стоящего за ним бизнеса. Имеют непропорциональную структуру баланса и, как правило, небольшие размеры. Нормальным для таких банков является отсутствие развитой корреспондентской сети, банку не обязательно получать прибыль, развивать какие-либо направления бизнеса, отличные от прямых потребностей его участников.

6. Государственные спецбанки

стоят особняком от основной массы банков. Их особенность - выполнение ограниченного круга четко обозначенных функций. Например, ипотечное кредитование в рамках городских программ строительства или специализированное обслуживание особых групп клиентов. В подавляющем большинстве случаев собственником таких банков является или правительство РФ, или администрации субъектов РФ, или муниципальные образования. К первоочередным задачам таких банков, как правило, не относится получение прибыли.

7. «Болото»

- большое число мелких и мельчайших банков, которые объединяет отсутствие состоятельных собственников, мощной клиентской базы, и, как следствие, отсутствие команды профессионалов, способных развивать классические направления банковского бизнеса и внедрять новые продукты и технологии.

Банк России в последнее время активно борется с банками, занимающимися противозаконной деятельность (оптимизация схем налогообложения, отмывание денег и т.д.). Необходимо также отметить, что жертвами ЦБ РФ в борьбе с отмыванием и искажениями отчетности в последние годы становятся, как правило, именно мелкие банки, не оказывающие существенного влияния на банковскую систему. Это вовсе не значит, что средние и крупные российские банки не оказывают услуг по отмыванию средств, однако есть две причины, по которым Банк России борется с этим явлением в крупных банках другими методами (без отзыва лицензии). Одна причина заключается в том, что для них теневые операции, как правило, не являются основным бизнесом и выполняются как дополнительные услуги клиентам. В таких банках очень сложно отделить «белый» бизнес, работающий в строгом соответствии с законодательством, от «серого» и «черного». Другая причина - ограничение операций крупного банка или их прекращение (вследствие отзыва лицензии) ударит, прежде всего, по законопослушному бизнесу и может вызвать панику на рынке.

В настоящее время большинство банков предлагает примерно одинаковый набор услуг сопоставимого качества и примерно на одинаковых условиях. Продолжающийся рост конкуренции на отечественном банковском рынке и снижение маржи по основным банковским операциям обуславливают все возрастающую роль неценовых факторов в конкурентной борьбе на рынке банковских услуг. Одним из решающих факторов в борьбе за клиента становится управление деловой репутацией банка.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Специфика российских слияний и поглощений в банковском секторе
Специфика M&A-сделок в российском банковском секторе неразрывно связана с последующей судьбой целевого банка после завершения сделки. Многие региональные банки либо вовсе прекращают свое существование, становясь частью материнской компании (преобразование купленного банка в филиал), либо продо ...

Цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России
Важнейшей целью денежно-кредитной политики России на современном этапе должно быть стимулирование экономического роста (в первую очередь импортозамещающего и инновационноемкого), а также повышение уровня жизни граждан. Исходя из поставленной цели, задачами денежно-кредитной политики, реализуемой Б ...

Выпуск банком векселей, сертификатов
Депозитные и сберегательные сертификаты – это одни из самых «молодых» ценных бумаг. Они появились только в 20 веке, в начале 60-х годов – в США, в конце 60-х – в Великобритании, позднее – и в других странах. Депозитные и сберегательные сертификаты – это обращающиеся свидетельства о денежном вклад ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bavari.ru