Первая группа — нормативно-правовые акты, изданные центральными общесоюзными органами всеобщей компетенции. Хотя в ст. 1 Конституции СССР, посвященной предмету ведения Союза ССР, страховое законодательство не было упомянуто, правоведы относили область страхования к сфере федеративной, так как, с одной стороны, страховое дело весьма технично и требует постановки, которая более всего обеспечивается центральным руководством, а с другой — страхование тем устойчивее, чем на большее количество объектов оно простирается, т.е. и территория, и население, им обслуживаемые, должны быть по возможности больше. Доводы юристов получили развитие в решении III сессии ЦИК СССР 1-го созыва. Этим решением к предметам ведения Наркомфина СССР было отнесено регулирование вопросов государственного страхования на территории СССР, а, кроме того, в состав НКФ СССР было включено Главное правление государственного страхования, которое осуществляло государственную страховую монополию на территории СССР и руководило деятельностью государственного страхования в союзных республиках.
Вторая группа — нормативно-правовые акты, изданные центральными органами союзных республик. Особое место среди нормативно-правовых актов этой группы занимали правила о страховании, которые детально регулировали договорное страховое право. К данной группе относились такие акты, как Декрет СНК РСФСР «О государственном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г., Декрет СНК РСФСР «О государственном страховании» от 6 июля 1922 г. и некоторые другие. Украинская, Белорусская и Забайкальская союзные республики в законодательном порядке подтвердили основные декреты о страховании, изданные РСФСР, и приняли свои законодательные акты в развитие основных декретов.
Третью и четвертую группу, соответственно, составили нормативно-правовые акты, изданные НКФ СССР и другими наркоматами, а также Госстрахом СССР.
В пятую группу вошли нормативно-правовые акты, изданные местными органами управления, а именно Моссоветом, Ленсоветом и др. Шестая группа — это нормы иностранного страхового права, которые играли роль субсидиарного источника права при морском страховании. К данной группе относятся Гамбургские общие правила морского страхования 1867 г., на основании которых совершались сделки по морскому страхованию обществами на Северном море.
Указанная система источников страхового права просуществовала до 18 сентября 1925 г. С этой датой связано начало третьего этапа второго периода. Последним нормативным актом второго этапа, имеющим общесоюзное значение, является Постановление СНК СССР «О государственном гарантийном страховании» от 16 декабря 1924 г. 18 сентября 1925 г. ЦИК и СНК было утверждено Положение «О Государственном страховании Союза ССР», которое закрепило государственную монополию СССР на страхование за исключением кооперации. В этом Положении перечислены действующие виды страховых операций в области имущественного и личного перестрахования, создана вертикальная система органов государственного страхования. Одно из ключевых положений этого закона — отнесение страхового законодательства к предмету ведения СССР. Союзные республики могли издавать законы, регулирующие страхование, только в развитие общесоюзного страхового законодательства. Поэтому с принятием Положения о Госстрахе изменилась и система источников страхового права. Она стала включать согласно ст. 4 Положения о Госстрахе, во-первых, общесоюзное страховое законодательство, во-вторых, законы, регулирующие страхование, издаваемые союзными республиками в развитие общесоюзного законодательства, и, в-третьих, общие правила страхования и тарифов премий, утверждаемых НКФ СССР.
Из числа нормативных актов, принятых в тот период и имеющих общесоюзное значение, кроме Положения о Госстрахе, необходимо отметить Постановление ЦИК и СНК СССР «О выгодоприобретателях по договорам личного страхования и их правах» от 16 января 1925 г.
Статьи по теме:
Организационная структура рынка ценных бумаг
Структуру рынка ценных бумаг составляют:
• субъекты (участники) рынка;
• информационно-правовая инфраструктура;
• ценные бумаги различного вида как рыночный товар;
• организационно-экономический механизм функционирования рынка.
К участникам рынка ценных бумаг относят юридические и физические ...
Управление развитием персонала и оценка деятельности коммерческого банка
Управлению персоналом коммерческого банка отводится важнейшая роль. Эффективность банковской деятельности во многом зависит от людей, которые либо руководят банком, либо выполняют отдельные банковские операции, У банка могут быть и деньги, и хорошие клиенты, но культура работы, квалификация людей, ...
Становление и функционирование рынка ценных
бумаг в Республике Беларусь
Нормативной правовой основой регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:
1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;
2) Банковский кодекс республики Беларусь;
3) Законы Республики Беларусь: «О ценных бумагах и фондовых биржах», «Об ...